Евразийский научный форум
Среди современных государств евразийского континента всё сильнее пробивает себе дорогу идея интеграции стран. Она имеет теоретическую базу в виде идеологии евразийства, предстающей как целостное и укорененное в национальной традиции национально-государственное мировоззрение. Важными научными аргументами в пользу существования единого евразийского культурного пространства и единого евразийского суперэтноса служат нерасторжимость общей истории, многочисленные факты мифологических, религиозных языковых и бытовых культурных заимствований, а также психологическая комплиментарность (Л.Н. Гумилев) и общность базовых ценностных установок евразийских народов, в том числе нацеленность на сотрудничество, а не на соперничество.
Евразийская идеология начала формироваться ещё в работах А.С. Хомякова, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, Д.И. Менделеева, П.П. Семе-нова-Тян-Шанского, В.И. Ламанского и др. Основатели классического евразийства Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Н.Н. Алексеев, Г.В. Вернадский, Л.П. Карсавин творчески обобщили и эмпирически обосновали ту совокупность евразийских идей, которая уже присутствовала в трудах философов, историков и социологов. Во второй половине XX века развитие евразийской идеологии продолжили: Л.Н. Гумилев, В.В. Кожинов, Н.И. Моисеев, А.С. Панарин, Ю.Н. Рёрих. Новый аспект евразийской теории — её практическое воплощение предложил Н.А. Назарбаев. Благодаря им сформировались общие принципы евразийского взаимодействия по формированию единого евразийского пространства, прежде всего, общего континентального рынка, для чего уже предприняты важные шаги: создание ШОС, ЕврАзЭС, Таможенного союза, др. Проведение евразийских научных мероприятий в Барнауле, Казани, Санкт-Петербурге вносит свою лепту в складывание единого научно-образовательного континентального пространства. Евразийский научный форум в Санкт-Петербурге играет в этом процессе особую роль, поскольку рассматривает евразийство не только с политической и философской точки зрения, но видит главную евразийскую идею в нахождении взаимопонимания и взаимодействия в сфере науки, образования и культуры, осуществлении совместной жизни людей и народов Евразии. Именно в этом проявляется инновационная способность евразийских этносов, особенностью которых одновременно выступают сохранение и развитие традиций отечественных культур, дальнейшее развитие диалога евразийских государств.
В такой эволюции заметная роль принадлежит развитию профессионального образования, которое в современных государствах континента осуществляется как государственными, так и негосударственными образовательными учреждениями. В проведении Евразийского научного форума в Санкт-Петербурге осуществляется частно-государственная кооперация в области науки, образования, межрегиональные и международные формы научно-образовательного сотрудничества; применяются и эволюционируют инновационные формы проведения научно-организационных мероприятий и творческого общения специалистов: теоретиков и практиков; в него включаются различные учреждения и организации, органы государственного и муниципального управления. Таким образом, в работе форума осуществляется интеграция образовательной, научной и социально-экономической деятельности с целью воплощения основных принципов Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, Национальной доктрины образования в Российской Федерации; обеспечения потребностей современного российского общества, регионов и евразийского научно-образовательного и экономического пространства в специалистах нового типа, способных принять активное участие в научно-техническом, социально-экономическом и духовном развитии регионов России и стран СНГ.
Очередной Евразийский научный форум проходил в Санкт-Петербурге в период с 24 по 28 октября 2011 года. Основанный совместными усилиями Санкт-Петербургского научного центра РАН и негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Межрегиональный институт экономики и права», форум продолжает развиваться как инновационный проект, который в этом году был посвящен 300-летию со дня рождения первого русского академика М.В. Ломоносова. На мероприятиях форума научные достижения участников выступают результатами развития науки как приоритетной социально-значимой отрасли с целью осуществления государственной научно-технической политики, развития межрегионального и международного научного и научно-технического сотрудничества на базе интеграции науки и образования вузов, научно-исследовательских учреждений города, области, России, зарубежных стран.
В 2011 году организаторами форума стали, помимо Межрегионального института экономики и права, Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева, Санкт-Петербургский академический университет — Научно-образовательный центр нанотехнологий РАН, Русское географическое общество, Русская христианская гуманитарная академия, другие организации. Особую поддержку в проведении форума оказал Санкт-Петербургский Дом национальностей.
Научные направления форума определились актуальностью развития и поисками решения современных проблем евразийского научно-образовательного и социально-экономического пространства: географические, естественные, исторические, педагогические, психологические, технические, экономические, юридические науки, искусствоведение, дизайн и декоративно-прикладное искусство. По-прежнему важное место уделяется научно-исследовательской работе молодых ученых и студентов. Форум 2011 г. продолжил развитие различных научно-организационных форм: конференции, семинары, заседания за круглым столом, творческие мастерские, т.д.
Отдельными мероприятиями стали научный семинар «М.В. Ломоносов: учёный, художник, педагог» и выставка изделий учащихся Детской школы народных ремесел Архангельской области.
Многоцелевая и многоаспектная деятельность великого русского учёного, первого русского академика послужила основанием определить следующие направления деятельности форума в 2011 году:
Географические науки. География и геоэкология Евразии: прошлое в настоящем и настоящее в будущем (научная конференция).
Дизайн и декоративно-прикладное искусство. Дизайн и прикладное искусство: прошлое в настоящем, настоящее в будущем (научная конференция — творческая мастерская).
Естественные и технические науки. Естественные и технические науки на евразийском пространстве: традиции и инновации (научный семинар).
Искусствоведение. Традиционное прикладное искусство как культурная константа Евразии (научный семинар — круглый стол). Творческая мастерская «Учитель и ученик» (научное творчество молодых ученых).
Исторические, политические, философские науки. Евразийское пространство: историческое наследие и перспективы XXI века.
Педагогические науки. Инновационные технологии профессионального образования в странах Евразии (научная конференция-круглый стол). Творческая педагогическая мастерская на тему «Инновационные образова-тельные технологии: проблемы применения».
Психологические науки. Актуальные социально-психологические проблемы в посткризисный период развития России (научно-практическая конференция).
Реклама и связи с общественностью. Реклама и бизнес в современном межрегиональном пространстве теория и практика (научная конференция).
Экономические науки. Инновационные механизмы в деятельности организаций (научная конференция-семинар). Научный семинар — круглый стол. Таможенный союз: проблемы и перспективы.
Юридические науки. Обеспечение и реализация прав человека и гражданина: исторический опыт, современные проблемы и пути оптимизации (научно-практическая конференция).
Научно-исследовательская работа студентов. Международная студенческая конференция (конкурс научно-исследовательских работ студентов) «Будущее науки и мы».
В 2011 году научные мероприятия Евразийского научного форума проводились в помещениях Межрегионального института экономики и права, Русского географического общества, Русской христианской гуманитарной академии, Санкт-Петербургского Дома национальностей. Прошли теле-мосты с Восточно-Казахстанским техническим университетом, Новосадским университетом (Сербия), Университетом «Крок» (Украина). Для проведения телемостов и видео-конференций приобретено специальное оборудование. Техническое обслуживание мероприятий форума осуществлялось сотрудниками института. Мероприятия форума проводились в МИЭП по адресу: ул. Белоостровская, д. 8; ул. Смолячкова, д. 14, корп. 1, в аудиториях с компьютерами, проекторами, др. техническим оборудованием.
Целями Евразийского научного форума в Санкт-Петербурге сохраняются выявление и анализ актуальных проблем межрегионального и международного взаимодействия образовательных, научно-исследовательских, производственных учреждений, организаций на евразийском пространстве с учётом глобализационных процессов и поиски путей и инновационных методов их решения, а также гармонизация национальных и этнокультурных отношений в евразийском культурном тексте на основе диалога культур всех народов Евразии.
В связи с этим задачи научных и иных мероприятий форума можно сформулировать следующим образом:
развитие частно-государственного партнёрства в науке, образовании и практической профессиональной деятельности учреждений, организаций и предприятий евразийских государств при сохранении и развитии роли Санкт-Петербурга как важнейшего социокультурного и научно-образовательного модератора и актора евразийского пространства,
усиление значения научных исследований, в том числе молодых учёных, для активизации социально-экономической деятельности предприятий, учреждений, организаций в процессе межрегионального и международного взаимодействия;
создание инновационных форм межрегионального взаимодействия академических институтов, государственных и негосударственных образовательных учреждений евразийских государств в научно-образовательной и социально-экономической сферах;
установление новых межрегиональных и международных контактов в процессе сближения науки, образования и производства в евразийских государствах на условиях уважения культурно-исторических традиций взаимодействия стран Евразии;
Церемония открытия форума проходила 24 октября 2011 года в актовом зале Русского географического общества по адресу: пер. Гривцова, д. 10. На пленарном заседании прозвучали приветствия от Т.А. Мансурова, Генерального секретаря Евразийского экономического сообщества; Г.А. Балыхина, председателя Комитета Государственной Думы по образованию; Ж.И. Алфёрова, вице-президента РАН; И.Ф. Михальчука, губернатора Архангельской области; Е.Б. Сыдыкова, ректора Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилёва; Г. Эфендиевой, Ответственного секретаря Национальной комиссии Азербайджанской Республики по делам ЮНЕСКО.
С обращениями к участникам форума выступили И.Ж. Искаков, ректор Межрегионального института экономики и права, председатель организационного комитета форума; Г.Д. оглы Османов, Генеральный консул Азербайджанской Республики в Санкт-Петербурге; В.В. Медведев, заместитель губернатора Вологодской области, руководитель Представительства Вологодской области в Санкт-Петербурге; Л.В. Буторина, заместитель Министра – начальник управления Министерства образования, науки и культуры Архангельской области; К.В. Чистяков, вице-президент Русского географического общества; Х.Г. Цокиев, президент Ассоциации национально-культурных общественных объединений «Лига наций», др.
Почётными гостями форума стали:
Представитель Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ — Секретарь Постоянной комиссии по культуре, информации, туризму и спорту Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ Константин Андреевич ПШЕНКО;
Начальник управления межпарламентского взаимодействия Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества Андрей Владимирович ТОРОПЫГИН;
Заместитель Председателя Комитета по вопросам культуры и искусства правительства Санкт-Петербурга Александр Владимирович ПЛАТУНОВ,
Советник по финансово-экономическим и международным вопросам Постоянного представительства Республики Саха (Якутия) в Санкт-Петербурге Михаил Александрович ПОГОДАЕВ;
Директор Института философии Национальной академии наук Республики Беларусь Анатолий Аркадьевич ЛАЗАРЕВИЧ,
Ректор Института экономики и менеджмента «Галицкая академия» Василий Иванович САВИЧ (Украина),
Президент Казахского общества Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Ата-Мекен» Сарсенгали Аккулович КУСПАНОВ,
Председатель Архангельского землячества Санкт-Петербурга Юрий Федорович ХУДЯКОВ,
Делегация представителей административного руководства и профессорско-преподавательского состава Новисадского университета (Республика Сербия), др.
На пленарном заседании прозвучали доклады «На пути к обществу, основанному на знании» А.А. Лазаревича, директора Института философии НАН Республики Беларусь; «Духовно-нравственные ценности как интегрирующий фактор образовательных и социальных процессов» Д.К. Бурлаки, ректора Русской христианской гуманитарной академии; «Искусствоведение в пространствах Евразии» Е.П. Яковлевой (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена); «Геополитические идеи М.В. Ломоносова и современные проблемы освоения Арктики» И.Ф. Кефели, вице-президента Академии геополитических проблем, др. Состоялась презентация новых научных журналов «Геополитика и безопасность» (Балтийский государственный технический университет «Военмех») и «Век глобализации» (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова), др.
Завершило пленарное заседание выступление О.Е. Графеева, студента Санкт-Петербургского государственного университета, с презентацией информационного портала «Мир традиционного прикладного искусства», которое стало своеобразным «мостиком» к открытию выставки изделий учащихся Детской школы народных ремесел Архангельской области «Наследники земли Ломоносова».
Экспозиция уникального учебного заведения дополнительного образования детей послужила, с одной стороны, яркой иллюстрацией природной одаренности поморов, из которых происходил М.В. Ломоносов, и его знаменитого стихотворного утверждения, «Что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать». С другой стороны, эта выставка предстала в качестве демонстрации перспектив совместной деятельности Министерства образования, науки и культуры Архангельской области, Межрегионального института экономики и права (Санкт-Петербург) и Архангельского регионального отделения Русского географического общества в области разработки и осуществления программы сохранения и развития народной художественной культуры Русского Севера. В течение всего форума учащиеся школы проводили мастер-классы по поморским ремеслам. Открывали выставку Л.В. Буторина, заместитель Министра – начальник управления Министерства образования, науки и культуры Архангельской области, и В.Н. Бурчевский, директор Детской школы народных ремесел Архангельской области. В связи с проявленным к выставке интересом после завершения работы форума она была продолжена в Санкт-Петербургском Доме национальностей.
В проведении научных мероприятий форума приняли участие преподаватели, научные работники и сотрудники свыше 80 высших учебных заведений (более 60 государственных и 18 негосударственных образовательных учреждений) Российской Федерации, 11 зарубежных вузов, а также образовательные учреждения среднего профессионального, среднего общего и дополнительного образования детей и взрослых. Значительно увеличилось количество государственных научно-исследовательских учреждений академий наук Белоруссии, Казахстана, России, а также представительство негосударственных академий: Академии геополитических проблем, Международной инженерной академии, Межотраслевой академии безопасности и инфозащиты, Российской академии естественных наук, др. Активное участие приняли также работники 70 различных учреждений, организаций и предприятий России и других стран. Участники форума представляли Москву, Санкт-Петербург, более 30 регионов Российской Федерации и 8 зарубежных стран (Азербайджанская Республика, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Республика Сербия, Республика Узбекистан, Украина, Эстонская Республика). Общее количество участников форума превысило 570 человек, из которых около 50% имеют высшую научную и педагогическую квалификацию.
Любая инновация в теории и практике основывается на историческом опыте, в этом отношении научная и научно-организационная деятельность М.В. Ломоносова предстает непревзойденным образцом. Недаром научный семинар, посвященный его юбилею, получил название «М.В. Ломоносов — ученый, художник, педагог». Наиболее интересными докладами и сообщениями явились: «М.В. Ломоносов и Русское географическое общество» (К.В. Чистяков), «Приборы конструкции М.В. Ломоносова» (Е.М. Лупанова), «М.В. Ломоносов – мозаичист» (В.А. Фролов), др. Состоялась презентация издания «Архангельский мужик, По своей и Божьей воле, Стал разумен и велик», выпущенного к 300-летнему юбилею первого русского академика, ученого-энциклопедиста, совершившего многие научные открытия.
Научную конференцию «География и геоэкология Евразии: прошлое в настоящем и настоящее в будущем» проводило Русское географическое общество. В ней приняли участие представители высших учебных заведений, академических институтов РАН, других учреждений и организаций. Тематика научных работ включала в себя: «Крупные палеоэкологические кризисы внутриконтинентальной Евразии в голоцене» (Институт геологии, Дагестанский научный центр РАН), «География перерабатывающей промышленности в сельской местности Республики Мордовия» (Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева), «Специфика развития промышленного комплекса Российско-Казахстанского трансграничного региона» (Институт степи Уральского отделения РАН), «Туризм в трансграничном взаимодействии в бассейне Амура: в прошлом, настоящем и будущем» (Благовещенский государственный педагогический университет), др.
Организатором научного семинара «Естественные и технические науки на евразийском пространстве: традиции и инновации» явился Восточно-Казахстанский технический университет им. Д. Серикбаева. В семинаре приняли участие учёные различных научно-исследовательских и образовательных учреждений. Затрагивались такие проблемы, как «Новые тенденции в области поиска природных биологически активных веществ», «Некоторые предпосылки к определению параметров процесса диспергирования механических частиц в рабочих жидкостях», «Необходимость создания лаборатории наноматериалов на строительном факультете нефтяного университета», «Проницаемость подземных токсичных захоронений в Башкирии», др.
В ходе проведения научной конференции — творческой мастерской «Дизайн и прикладное искусство: прошлое в настоящем, настоящее в будущем» присутствующие услышали интересные доклады и приняли участие в мастер-классе. Среди выступавших многие затрагивали актуальные проблемы профессиональной подготовки современных дизайнеров по системе бакалавриат — магистратура: «Методика художественно-образного моделирования в системе подготовки бакалавров дизайна» (Межрегиональный институт экономики и права, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна), «Современные подходы к использованию архетипов в модном костюме в процессе обучения студентов-дизайнеров» (Московский государственный университет дизайна и технологии), «Межпредметная интеграция как условие оптимизации профессиональной подготовки дизайнеров» (Межрегиональный институт экономики и права); «Подготовка специалистов в области формирования предметно-пространственной среды» (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Г. Штиглица). Особый интерес вызвал доклад Ю.П. Желтоухова «Технология декорирования фракционными материалами изделий Императорского фарфорового завода». О.А. Варламова (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Г. Штиглица) провела мастер-класс для участников заседания и студентов на тему «Шрифты древнерусских рукописных книг».
Новым мероприятием форума стал научный семинар — круглый стол по научному направлению «Искусствоведение». Тематика его оказалась весьма актуальной для современного культурного текста Евразии — «Традиционное прикладное искусство как культурная константа Евразии». Семинар проходил в помещении гобеленовой гостиной Санкт-Петербургского Дома национальностей. В нем приняли участие представители петербургских вузов, Российского института истории искусств, Детской школы народных ремесел Архангельской области, Санкт-Петербургского Дома национальностей, Челябинского государственного педагогического университета, Китайской Народной Республики, др. Особое внимание было уделено проблемам современного профессионального художественного образования. Активное обсуждение вызвали такие темы, как «Художественно-промышленный ВУЗ в образовательном пространстве и культурной среде» (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Г. Штиглица), «Традиционное прикладное искусство — основа диалога культур», «Особенности подготовки искусствоведа — специалиста в сфере прикладного искусства» (Межрегиональный институт экономики и права), «Художественные традиции учебной мастерской профессора В.В. Соколова (к истории российского художественного образования)», «Ленинградские учителя китайского художника Цюань Шаньши» (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена), «Мастера декоративно-прикладного искусства Архангельской области в условиях современной рыночной экономики» (Региональная общественная организация «Народные мастера Архангельской области»), др. Глубокий интерес вызвал доклад Е.П. Яковлевой «Трансафриканская экспедиция фирмы «Ситроен» (1924 – 1925) в искусстве Александра Яковлева». Для участников семинара были проведены мастер-классы народным мастером России З.О. Ушаковой (северное узорное вязание) и Е.Н. Коноваловой (народная тряпичная кукла).
Важным событием форума явилась творческая мастерская «Учитель ― ученик», проведенная для молодых учёных, модератором которой выступила Е.П. Яковлева. Главной идеей творческой мастерской стала профессиональная этика и различные формы сотворчества в отношениях научного руководителя (Учителя) и его учеников. События мастерской посвящались памяти Р.И. Власовой, доктора искусствоведения, профессора Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Её ученики поделились воспоминаниями о личности и научно-образовательной деятельности Р.И. Власовой и рассказали о своей работе, которая была проделана в память Учителя по окончательной подготовке к изданию последней книги Раисы Ивановны, посвященной творчеству выдающегося русского художника А.П. Рябушкина — «Андрей Петрович Рябушкин. Жизнь и творчество».
Научная конференция «Евразийское пространство: историческое наследие и перспективы XXI века» включала в себя доклады, сообщения по таким научным направлениям, как исторические, политические и философские науки. На конференции выступили представители петербургских вузов, а также Института экономики Карельского научного центра РАН; Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (Москва), Ставропольского института экономики и управления (филиала) Пятигорского государственного гуманитарно-технологического университета, др. Интересные материалы поступили в заочной форме. Их представили Восточно-Казахстанский государственный технический университет им Д. Серикбаева; Научно-исследовательский институт алтаистики им. С.С. Сура-закова; Алтайский государственный университет, Набережночелнинский филиал Института экономики, управления и права (г. Казань), др.
Многих практиков привлекла научная конференция «Реклама и бизнес в современном межрегиональном пространстве: теория и практика», в ходе которой слушателей ознакомили с интересным опытом ООО «Паприка брендинг», журнала «Рекламные идеи» — «Копирайт для Интернет: легко читать, трудно забыть» (М.Б. Васильева), ППП «Бренд-менеджмент» — «Интернет — бренды: проблемы и возможности» (В.Н. Домнин), др. Участники конференции с большим вниманием прослушали и обсудили доклады и сообщения на темы «Образ российского бизнеса в информационном пространстве современного общества» (СПбГУ), «Блоги как инструмент PR-деятельности» (МИЭП), «Интернет-выставки: перспективы развития» (МИЭП), «Об опыте и проблемах регулирования рекламной деятельности в Украине в современных условиях» (Донецкий государственный университет управления), «Формирование имиджа банков в период кризиса» (Набережночелнинский филиал ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)»), др.
В рамках форума прошло также заседание за круглым столом на тему «Инновационные технологии профессионального образования в странах Евразии» по научному направлению «Педагогические науки» с главным акцентом на инновационные явления, формы и методы инновационной деятельности в образовании. Заседание дополнилось проведением творческой педагогической мастерской, обозначенной как «Инновационные образовательные технологии: проблемы применения». Обсуждение проходило в обстановке глубокой заинтересованности и профессионального энтузиазма (модератор — В.Г. Орешкин, кандидат педагогических наук, член Международной лиги имиджмейкеров, действительный член Академии русской словесности и изящных искусств им. Г.Р. Державина). Содержательными явились выступления представителей Новосадского университета (Республика Сербия), Института социально-экономического развития территорий РАН (г. Вологда), Челябинского государственного педагогического университета, др. Обсуждались самые разнообразные проблемы: «Опыт Межрегионального института экономики и права (Санкт-Петербург) в организации поликультурной среды образования» (Н.Д. Суворовская), «Роль нормативно-правового обеспечения научных исследований как основа качества образования» (Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов), «Изучение русского языка в Сербии» и «Роль преподавателя в современном образовании» (Новисадский университет), «Актуальные методологические проблемы развития интеллигентности у будущих педагогов» (Челябинский государственный педагогический университет), «О преподавании инновационного курса «Лексико-фразеологическая работа в начальной школе» (Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина), др.
Участники научной конференции «Актуальные социально-психологические проблемы в посткризисный период развития России» исследовали различные аспекты и актуальные проблемы современной психологии. Участниками её стали представители Новисадского университета и клиник Сербии, Военно-медицин-ской академии имени С.М. Кирова, I Военно-морского клинического госпиталя Санкт-Петербурга, Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина, Московского музея образования Московского института открытого образования, Национального исследовательского университета — Высшей школы экономики, др. Темами выступлений и обсуждений с особым выделением проблем подрастающего поколения послужили: «Влияние чрезвычайных ситуаций на психофизическое состояние детей», «Клинико-психологические модели реабилитации больных ИБС», «Феномен доверия в современных условиях», «Влияние нарушения экологической ситуации в России на здоровье молодого поколения», «Психологические и образовательные возможности музеев», «Социально-психоло-гические особенности и роль молодёжи в посткризисный период», «Психологические особенности отношения матери к ребенку с хроническим соматическим заболеванием», т.д. М. Сакач (Новисадский университет) внесла свой вклад в разработку проблематики профессионального стресса, представив слушателям доклад на тему «Стресс у преподавателей».
В научном семинаре-совещании «Инновационные механизмы в деятельности организаций» участвовали представители вузов Санкт-Петербурга, Ленинградской области, регионов России, стран СНГ, а также экономисты-практики. Выступавшие обсуждали такие проблемы, как «Цели и результаты земельной реформы в современной России» (П.М. Коловангин), «Предприятие — важнейший элемент инновационной системы региона», «Диагностирование инновационной деятельности промышленных предприятий и отраслей» (Кольский филиал Петрозаводского государственного университета), «Экономико-управленческая подготовка — важнейший элемент квалификационного уровня руководителей» (Межрегиональный институт экономики и права), «Инновационная функция предпринимательской деятельности в современной России» (МИЭП, Российский государственный гидрометеорологический университет), «Зарубежный опыт в развитии малого инновационного бизнеса» (Санкт-Петербургский государственный университет), «Управление региональными инвестиционно-инновационными проектами» (Северо-Западный институт Российской академии народного хозяйства и государственной службы), т.д.
Дискуссионные аналитические материалы представили также работники Института экономики РАН, Пятигорского государственного лингвистического университета, Комитета экономической политики Администрации г. Нягани Ханты–Мансийского автономного округа – Югры, Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д. Серикбаева, Орловского государственного института экономики и торговли, Набережночелнинского филиала ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)», других вузов, учреждений и организаций России и зарубежных стран. Работа семинара продолжилась заседанием за круглым столом на тему «Таможенный союз: проблемы и перспективы», в котором приняли участие представители петербургских и казахстанских вузов, а также молодые ученые, затронувшие сугубо прикладные проблемы создания Таможенного союза («Использование бокситового шлама в дорожном строительстве стран Таможенного союза»).
На научно-практической конференции «Обеспечение и реализация прав человека и гражданина: исторический опыт, современные проблемы и пути оптимизации» преподаватели и научные работники образовательных и научно-исследовательских учреждений, юристы-практики обсуждали одну из самых актуальных проблем юриспруденции на евразийском пространстве. На пленарном заседании прозвучали такие доклады, как «Проблемы формирования экономических оснований гражданского общества и правового государства» (В.В. Колесников), «Общественная концепция развития Петербурга и области» (И.И. Боголепов), Об этнической преступности и причинах экстремизма в России» (С.У. Дикаев), «Правовой мониторинг как комплексный механизм оперативной оценки действующего законодательства в контексте защиты прав и свобод человека и гражданина» (Е.Н. Никифорова), «История права как источник для прогнозов» (С.В. Арапов), др. Далее работа продолжилась на заседаниях трёх секций: «Эволюция правового регулирования отношений личности и государства: теоретика правовые модели, юридические декларации и объективная реальность» (вопросы теории, истории, конституционного и административного права)», «Научные конструкции и практические подходы в сфере реализации гражданско-правовых способов защиты субъективных прав и интересов граждан: исторический опыт и современность», «Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные механизма обеспечения прав и законных интересов личности: вопросы законодательной регламентации, проблемы практической реализации и перспективы дальнейшего реформирования». Заинтересованно и активно обсуждались такие вопросы, как «Эволюция института прав человека в истории России (историко-правовой аспект)», «Правовой статус населения в Древнерусском государстве», «Мировые судьи как институт защиты прав человека в Российской империи (динамика увеличения числа участков мировых судей в Санкт-Петербурге в 1866-1917 гг.)», «Эволюция правового регулирования института беженцев», «Предпосылки и некоторые итоги гармонизации национального, регионального и международного законодательства в сфере экологии», «О праве студентов высших учебных заведений на бесплатное посещение музеев»; «Теория и методология социально-экономической безопасности граждан Российской Федерации», «Особенности мирового соглашения при банкротстве субъектов естественных монополий»; «Правовые проблемы защиты персональных данных», «Цивилистические концепции сущности брака», «Сложности квалификации преступлений, совершенных по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды», «Исторический опыт и возможные пути решения проблем уголовного законотворчества в Украине», «Обеспечение прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий», «Проблемы соблюдения международных стандартов при применении принудительных мер медицинского характера», т.д.
Научно-исследовательской работе студентов и инновационным методам её организации и проведения на форуме по-прежнему уделили особое место. Мероприятия, посвященные научному поиску студентов, проходили на базе Русской христианской гуманитарной академии. Выступления студентов продемонстрировали их умение вести научное общение, анализировать источники и материалы, интерес к актуальным проблемам современности, получению углубленного профессионального образования. Лучшими работами были признаны выполненные С.А. Геращенковым (Саратовская юридическая академия), О.Е. Графеевым (Санкт-Петербургский государственный университет), И.О. Лаута (Межрегиональный институт экономики и права), Д.С. Грицыком (Университет экономики и права «КРОК»). В стенах академии развернули фотовыставку «На чём остановился взгляд…», подготовленную В.П. Корольковой, студенткой Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Экспозиция содержала фотографии, сделанные будущим дизайнером во время поездки в КНР с целью ознакомления с древнейшей художественной культурой Евразии. Участники конференции внимательно выслушали презентацию выставки, а потом приняли участие в её обсуждении. Практической составляющей стало выполнение студентами кафедры искусствоведения Русской христианской гуманитарной академии учебных заданий по художественной критике экспозиции.
Межрегиональный институт экономики и права планирует продолжать проведение Евразийского научного форума на евразийском пространстве, поскольку форум выступает важной формой научного единения и творческого общения между представителями науки и образования, соединения результатов научных исследований с практической профессиональной деятельностью, обсуждения прикладных проблем и практических данных и сведений на основе последних достижений евразийских теоретиков в сфере различных отраслей научного знания, эволюции фундаментальной науки. В ходе проведения форума активизировалась научно-исследовательская работа студентов, интересными исследованиями порадовали молодые ученые. По результатам проведения научных мероприятий участники приняли Резолюцию Евразийского научного форума «Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации», посвященного 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова (см. приложение).
Форум включил в себя и практические результаты, укрепив непосредственные научные и образовательные контакты участников форума, способствуя введению в научный оборот результатов их научной и образовательной деятельности. Ряд вузов-участников форума заключили между собой договоры о проведении совместной научно-образовательной и научно-технической деятельности. МИЭП продолжил деятельность по созданию научно-образовательного консорциума, заключив договор о научно-образовательном сотрудничестве с Галицкой академией (г. Ивано-Франковск, Украина) и получив приглашения к участию в научных мероприятий других вузов и научных учреждений.
Список изданий Евразийского научного форума 2011 года:
Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации: Материалы Евразийского научного форума, посвящённого 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. 24-28 октября 2011 г. Часть первая. Под ред. М.Ю. Спириной. — СПб.: МИЭП, 2011. — 266 с.;
Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации: сборник научных статей. Материалы Евразийского научного форума, посвящённого 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. 24-28 октября 2011 г. Часть вторая. Искусствоведение / Под ред. М.Ю. Спириной. — СПб.: МИЭП, 2011. — 268 с.;
Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации: Сборник научных статей. Материалы Евразийского научного форума, посвящённого 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. 24-28 октября 2011 г. Часть третья. / Под. ред. М.Ю. Спириной, С.М. Елисеева, Е.Е. Ланиной. — СПб.: МИЭП, 2011, 2012. — 201 с.;
Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации: сборник научных работ (Из материалов Евразийского научного форума, посвящённого 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова) 24-28 октября 2011 года Часть четвертая. / Под ред. М.Ю. Спириной. — СПб.: МИЭП, 2012. — 242 с.;
Актуальные социально-психологические проблемы в посткризисный период развития России. 27-28 октября 2011 // Материалы межвузовской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 27-28 октября 2011 / Под общ. ред. И.Ж. Искакова, О.В. Леонтьева., С.А. Парцерняка. – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права, 2011. – 238 с.;
Инновационные механизмы в деятельности организаций. Таможенный союз: проблемы и перспективы. 24-27 октября 2011 года (Из материалов Евразийского научного форума «Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации», посвящённого 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова). Часть I. / Под общ. ред. М.С. Туровской, Ю.М. Ипатова. — СПб.: МИЭП, 2011. — 267 с.;
Инновационные механизмы в деятельности организаций. Таможенный союз: проблемы и перспективы. 24-27 октября 2011 года (Из материалов Евразийского научного форума «Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации», посвящённого 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова). Часть 2. / Под общ. ред. М.С. Туровской, Ю.М. Ипатова. — СПб.: МИЭП, 2011. — 280 с.;
Инновационные технологии профессионального образования в странах Евразии. Инновационные образовательные технологии: проблемы применения. Сборник научных статей (Из материалов Евразийского научного форума «Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации», посвящённого 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова) / Под. ред. М.Ю. Спириной, В.Г. Орешкина — СПб.: МИЭП, 2011. — 217 с.;
Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации: Сборник студенческих научных работ из материалов Евразийского научного форума «Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации», посвящённого 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. 24-28 октября 2011 г. / Под ред. М.Ю. Спириной. — СПб.: МИЭП, 2012. — 233 с.;
Обеспечение и реализация прав человека и гражданина: исторический опыт, современные проблемы и пути оптимизации: сборник научных статей из материалов Международной научно-практической конференции в рамках Евразийского научного форума «Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации», посвящённого 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. Санкт-Петербург, 27–28 октября 2011 г.: Сборник научных статей. Часть I / Науч. ред. С.Б. Мартыненко. — СПб.: МИЭП, 2012. — 256 с.
Церемония открытия Евразийского научного форума получила освещение в средствах массовой информации Санкт-Петербурга, России и Казахстана.
Выходные данные первого сборника ЕНФ-2011
Выходные данные второго сборника ЕНФ-2011
Выходные данные третьего сборника ЕНФ-2011
Выходные данные четвертого сборника ЕНФ-2011
Выходные данные сборника студенческих работ ЕНФ-2011
Выходные данные сборника конференции по экономическим наукам ЕНФ-2011 (часть 1)
Выходные данные сборника конференции по экономическим наукам ЕНФ-2011 (часть 2)
Выходные данные сборника конференции по педагогическим наукам ЕНФ-2011
Выходные данные сборника конференции по психологическим наукам ЕНФ-2011
Выходные данные сборника по юридическим наукам 2011 (часть 1)
Часть первая Материалов ЕНФ-2011
Вторая часть Материалов ЕНФ-2011
Часть третья Материалов ЕНФ-2011
Часть четвертая Материалов ЕНФ-2011
Сборник студенческих работ ЕНФ-2011
Сборник материалов конференции ЕНФ-2011 по педагогичсеким наукам
Сборник материалов конференции ЕНФ-2011 по экономическим наукам-вып.1
Сборник материалов конференции ЕНФ-2011 по экономическим наукам -вып.2